Кадр из фильма «Материалистка» | marieclaire.ru

Кадр из фильма «Материалистка»

Самым обсуждаемым фильмом последних недель является «Материалистка». Романтическая комедия в лучших традициях жанра объединила на площадке Дакоту Джонсон, Криса Эванса и Педро Паскаля. Судьба брачного агента Люси кажется очередной режиссерской сказкой, но мало кто знает, что в основу картины легла реальная история (читайте также: Как образы из фильма «Материалистка» отражают характер главной героини).

О чем рассказывает «Материалистка»

Картина рассказывает о 35-летней нью-йоркской «свахе» Люси (Дакота Джонсон) — самой успешной сотруднице брачного агентства Adore на Манхэттене. К романтическим отношениям она подходит как к решению математической задачи: любые чувства можно «рассчитать», если учесть потребности и стандарты обеих сторон. Именно поэтому на счету у Люси целых 9 пар, заключивших официальный брак. Однако сама она растворяться в любовной идиллии не спешит и растрачивать время на бесполезные свидания не хочет — если Люси согласится пойти в кафе, то компаньон в конечном итоге обязательно станет ее будущим мужем.

На свадьбе своей последней клиентки с Люси знакомится брат жениха Гарри — «единорог» по всем параметрам (прим.: именно так в фильме называют идеальных мужчин). Зрелый и обаятельный финансист в исполнении Педро Паскаля работает в семейной фирме, владеет роскошными апартаментами и зарабатывает миллионы долларов. Казалось бы, «две половинки» наконец нашли друг друга, однако интригующее знакомство прерывает официант — им оказывается 37-летний бывший парень Люси Джон. С момента их расставания будто ничего и не изменилось: герой Криса Эванса все так же мечтает стать актером, снимает квартиру с двумя друзьями и зарабатывает неприлично маленькие суммы.

Кадр из фильма «Материалистка»

Кадр из фильма «Материалистка»

В этот момент и зарождается главный конфликт картины и главной героини: разум говорит ей выбрать надежного и обеспеченного Гарри, а вот сердце предательски быстро бьется при виде неудачника-Джона. Сложную внутреннюю работу героини передают и разительные перемены в ее карьере: ситуация, с которой сталкивается ее любимая клиентка Софи, заставляет Люси начать смотреть на мир иначе.

Прошлая жизнь Селин Сон

Перед премьерой фильма в мировом прокате Дакота Джонсон и Селин Сон поговорили с журналом Entertainment Weekly. В основу «Материалистки», как и в случае с предыдущим фильмом Сон «Прошлые жизни» (2021 год), легла история из жизни самой режиссерки. Когда ей было слегка за 20, а карьера в индустрии кинематографа еще не сложилось, в течение полугода она работала брачным агентом — точь-в-точь, как Люси.

Селин Сон с исполнителями главных ролей, Дакотой Джонсон и Крисом Эвансом, во время съемок фильма «Материалистка»

Селин Сон с исполнителями главных ролей, Дакотой Джонсон и Крисом Эвансом, во время съемок фильма «Материалистка»

«За это время я узнала о людях и о том, что таится в их сердцах, больше, чем за любой другой период своей жизни», — признается Сон. Когда она спрашивала своих клиентов об идеальном спутнике, ответом всегда был рост, вес, раса, заработок — сплошные цифры. Но ведь любовь — это что-то более важное и глубокое, чем простая математика. Вечера после работы в агентстве Селин проводила со своими друзьями. Она часто делилась историями и недоумевала: ни один из ее близких не проходит по критериям, а ведь перед ней самые замечательные люди на свете.

<p>Селин Сон</p>

«Материалистка» — это попытка Селин Сон переосмыслить отношение современных людей к любви, способ найти ответы на вопросы, которые родились еще в ее далеком прошлом. Что же должно победить: чувства или потребность в материалом благополучии? В качестве жанра была выбрана романтическая комедия. И хотя последнее десятилетие все говорят об упадке и бессмысленности ромкомов, Сон настаивает: «Нет ничего лучше, прочнее, мощнее и красивее». Просто зритель должен уметь разглядеть истину под определенным углом (читайте также: Почему романтические комедии отстали от жизни).

Дакота Джонсон, Селин Сон и Крис Эванс

Дакота Джонсон, Селин Сон и Крис Эванс

Исполнительница роли Люси, актриса Дакота Джонсон, за время работы над проектом прочувствовала режиссерский замысел и сумела понять свою героиню. Именно поэтому в интервью она поддержала идею Сон и дополнила ее рассказ очень точным описанием Люси, которое поможет зрителям верно растолковать картину: «Она находится в очень интересном периоде в своей жизни, когда она как бы колеблется между двумя мирами. Многое из того, что она делает — очень поверхностные вещи. Я думаю, что долгое время ей было максимально комфортно в этом, потому что ей не нужно на самом деле заглядывать внутрь себя и отвечать на вопрос, чего же она хочет для собственной жизни. Люси на этом пути пытается понять, хочет ли она жизни, которая, по ее мнению, сделает ее счастливой, или жизни, которая, как она знает, будет чрезвычайно сложной, но ее действительно будут любить».

<p>Дакота Джонсон</p>

Почему современные женщины остались недовольны «Материалисткой»?

Однако романтичный посыл Селин Сон хотя и поняли, но приняли далеко не все зрители. Причем интересно, что в лагере недовольных финалом и посылом оказались как женщины, так и мужчины. Несмотря на все возможности, которые дает человечеству 21 век, найти спутника жизни сегодня трудно, как никогда прежде. И подобное положение обуславливается сразу несколькими факторами: экономика, культура дейтинга, проблемы гендерного неравенства. Что именно вызвало агрессию зрителей? (читайте также: ИИ разрушает отношения: как нейросети изменили культуру дейтинга).

1. «Материалистка» романтизирует нищих мужчин

Кадр из фильма «Материалистка»

Кадр из фильма «Материалистка»

И это цитаты из отзывов и роликов в TikTok. Люди считают, что в нынешней экономической ситуации линия с расставанием с Гарри ради Джона — нереалистична. Кто выберет нищего актера вместо богача, который решает все проблемы по щелчку пальцев и везет в путешествие в Гренландию без особого повода? Более того, многие уверены, что Сон пыталась возбудить в зрительницах чувство вины за то, что они не согласны выбирать несостоятельного 37-летнего артиста-официанта, который не может оплатить парковку в центре города. Режиссерку обвиняют в пропаганде идеи «с милым рай и в шалаше», чтобы современные женщины снижали свои стандарты.

Мы вновь оказались в отправной точке, где вынуждены задаваться вопросами из популярного ныне тренда в социальных сетях — базовый минимум или роскошный максимум? Люси прекрасно выглядит, отлично одевается, она привыкла ходить по ресторанам и не хочет снижать уровень своей жизни — разве нефеминистично с ее стороны ожидать, что мужчина возьмет на себя оплату счета? Другой вопрос, какой уровень заработка должен быть у партнера, чтобы считаться достаточным и достойным? Понятное дело, что Гарри — предел мечтаний и один случай на миллион — настоящий «единорог». А что же предлагает реальная жизнь?

2. «Материалистка» — фильм не о женщинах, а против них

Кадр из фильма «Материалистка»

Кадр из фильма «Материалистка»

«Может быть, настало время снять романтическую комедию, в которой выгода будет на стороне женщины?». Люси отказывается от своих ценностей, жертвует потребностями и будущим ради настоящей любви, хотя никаких гарантий на счастье не имеет — интересно, что сам Джон гарантий не дал. Единственное, что он пообещал, так это то, что будет любить ее вечно. Да, без любви семью с Гарри она, скорее всего, и не построила бы, только вот сможет ли она это сделать с Джоном? Ведь остается непонятным, бросила ли она свою работу, разочаровавшись в «любовном конвейере», переехали ли в его берлогу с двумя соседями? Повествование предательски заканчивается нью-йоркским ЗАГСом, а зрители требовали сцены через несколько лет спустя. Быть может, Джон, и правда, сумел добиться успеха?

3. «Материалистка» романтизирует отношения с бывшими

Кадр из фильма «Материалистка»

Кадр из фильма «Материалистка»

Это мнение с женщинами полностью разделяют и мужская половина зрителей. Во-первых, перед нами излюбленное клише: в одну реку войти дважды все-таки можно. И хотя спорить с этим будет нелогично — у некоторых правило действительно работает на «ура», только вот неужели Джон настолько лишен гордости, что смог наблюдать за поцелуями своей Люси с Гарри, а после сделал вид, будто нескольких лет после расставания не было и вовсе? (читайте также: Это исключение: 7 случаев, когда можно возвращаться к бывшему — трагедии не будет)

Проблема в режиссере или в зрителе?

Все вышеперечисленные претензии — вещь довольно субъективная. Каждый имеет право оставаться при своем мнении, подходя к фильму с точки зрения собственных взглядов на жизнь. Однако критики все-таки правы в том, что «Материалистка» довольно «сыровата». Каждой линии фильма не хватает силы и правдивости.

Отношения Люси и Гарри настолько идеальны, что так и ждешь какого-то подвоха, и посерьезнее, чем операция мужчины по увеличению роста. Приторной идиллии не верится с первых кадров. История Софи, подвергшейся сексуальному насилию на очередном свидании, которые устроила ей брачный агент, тоже не доведена до ума: неясно, почему милая и приветливая женщина вдруг винит во всем Люси, которая никак не могла знать, что он — насильник. Джон тоже не производит впечатление бедняка, готового на все ради любви. Конечно, он смотрится скромнее Гарри, но неряшливые соседи и форма официанта будто навязаны ему сценарием. Нельзя не отметить хитрость режиссера: взять на роль бедняка всеобщего краша и секс-символа, мистера Капитана Америка, который сам по себе 10 из 10 = заставить зрителя романтизировать историю еще больше.

Кадр из фильма «Материалистка»

Кадр из фильма «Материалистка»

Перед нами нетипичная романтическая комедия. И зрительские ожидания она совсем не оправдала. Безусловно, ироничные эпизоды общения Люси с клиентами вызывают улыбку и заставляют задуматься о многом: мужчинам средних лет с прогрессирующей лысиной обязательно нужна модель, а одинокие женщина за 30 мечтают о миллионерах на белых конях. Только вот сегодня мир нуждается в полезных советах, руководстве к действию, потому что романтическая сфера устроена намного сложнее математики.

Но одну из моралей все-таки точно стоит уяснить: женщине стоит выбирать того, с кем она чувствует себя особенной и ценной.

Фото: кадры из фильма «Материалистка», Legion Media