Звезда офиса: 11 лайфхаков, чтобы стать всеобщей любимицей на работе (и не перестараться)

Как наполняться на работе чаще, чем расходоваться, и соблюсти баланс уважения к себе и к коллективу, рассказала Светлана Бондаренко — бизнес-психолог, эксперт в области самореализации и самооценки.

Какие качества в вас больше всего ценят коллеги?

Чтобы стать всеобщей любимицей на работе, нужно немного: проявить уважение к окружающим и показать себя грамотным специалистом. Этот факт подтвердило исследование сервиса «Работа.ру». Согласно полученным результатам, 51% опрошенных россиян ценят в сотрудниках вежливое обращение, а 49% — профессионализм.

Если же вы будете сплетничать и заводить интриги, хорошего отношения к себе не ждите. Так, 53% опрошенных высказали категорическое неприятие этих качеств, а 45% участников эксперимента не приемлют лицемерие и обман. Но есть и другие нюансы.

Помните о периоде адаптации

Если вы только что устроились на работу, важно не обесценивать факт адаптации в первые 3-6 месяцев. В этот период многим бывает непросто, непонятно, а иногда хочется и вовсе сбежать. Хорошо, если в компании есть план адаптации — так сотрудник быстрее вливается во все процессы.

Но когда таковой не предусмотрен, и от вас сразу требуют высокопрофессиональных действий, объясните коллегам и начальнику, что только приступили к работе и еще не вошли в курс всех дел. Попросите проинструктировать, помочь, направить. Важно не терять уверенность в себе в такие моменты, а уточнить у руководителя, к кому и когда вы можете обращаться за помощью. Хорошо бы, чтобы он согласовал это с теми, кто будет помогать вам входить в должность.

Проявляйте уверенность в себе и адекватную самооценку

Звезда офиса: 11 лайфхаков, чтобы стать всеобщей любимицей на работе (и не перестараться)

Ваша уверенность (заметьте: не самоуверенность, а уверенность) в своих силах, навыках будет актуальна на любых этапах работы в компании. Также важны адекватная самооценка и понимание себя.

Проанализируйте, на что вы обижаетесь, какие ожидания выстраиваете. Бывает ли, что вы сами додумываете истории и потом «накачиваете» себя виной и стыдом? Или хотите, чтобы другие изменились под ваши ожидания? Как вы общаетесь, как выглядите? Это все точки роста. Если обратите на них внимание, в коллективе вам станет намного комфортнее.

Проявляйте уважение к себе и коллегам

Окружающие вас сотрудники могут казаться странными, но они имеют право быть любыми. Важно принимать их такими, какие они есть, и стараться найти общие точки интересов, быть доброжелательными в общении и уважать границы другого, так же, как и свои. Но это не означает, что нужно завоевывать симпатию лестью, интригами или выслуживаться перед вышестоящими.

Помните: вы имеете право на свои границы и на уважение границ другого

Тема личных границ тесно связана со временем. Если вам приходится постоянно задерживаться, так как ваш руководитель считает подобное нормой, вы имеете право обсудить с ним это (читайте также: «Не потерять себя: как обозначить и защитить свои личные границы»).

Но иногда случаются ситуации, когда необходимо остаться в офисе сверх нормы или поработать в выходные. Если дедлайны — редкость, а не обычная практика, стоит задержаться ради общего дела. Тем самым вы внесете вклад в результат своей компании.

Проявляйте инициативу, которая будет полезна для реализации цели организации

Звезда офиса: 11 лайфхаков, чтобы стать всеобщей любимицей на работе (и не перестараться)

Не бойтесь, что коллеги воспримут инициативу как попытку выслужиться перед начальством. Если ваше предложение рациональное, направлено на благо организации, это обязательно оценят.

Обучайтесь дополнительно, узнавайте больше, чем требуется в рамках поручения

Если будете обычным исполнителем, заслужить уважение коллег и продвинуться по карьерной лестнице сложно. Воспринимайте любой этап работы как шанс для саморазвития, возможность узнать больше, повысить квалификацию.

Не стройте коалиций против кого-то, не тратьте на это энергию жизни

Помните, вы на работе для того, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности. За это вам и платят. Сплетни, интриги только забирают энергию, которую можно использовать для саморазвития.

Не наговаривайте на коллег и не поступайте подло

Такое всегда возвращается бумерангом. Рано или поздно негатив вскрывается, а репутацию сложно восстанавливать. Поэтому, даже если кто-то из коллег вам не нравится, держите мнение при себе и не обсуждайте отношение к нему с другими сотрудниками.

Делайте чуть больше, чем написано в должностной инструкции

Вы можете возразить: мне за это не платят! Но если хотите показать себя профессионалом и завоевать уважение коллег, обратите внимание на данный пункт. Просто делайте чуть больше, чем предполагают ваши прямые обязанности.

Общайтесь с коллегами в неформальной обстановке: на обеде, на перерывах

Звезда офиса: 11 лайфхаков, чтобы стать всеобщей любимицей на работе (и не перестараться)

Делитесь историями, слушайте рассказы коллег, но не забывайте о личных границах, так как иногда коллеги начинают использовать слушающего как психолога. Не избегайте корпоративных мероприятий.

Улыбайтесь чаще, здоровайтесь в коридорах

Приветливые, искренние люди, проявляющие уважение к окружающим, всегда пользуются симпатией (читайте также: «Как расположить к себе любого человека: 5 советов от психолога Дейла Карнеги»).

Конечно, встречаются коллективы, которые настолько тяжелы, что легче уйти, чем что-то менять. Есть сотрудники, которые прячут свою неуверенность и страхи за подлым отношением к коллегам и подхалимством к руководителю. Те, кто работают в компании длительное время, порой мастерски умеют выживать неподходящих им специалистов, которые не следуют их негласным правилам. В таком случае оптимально сменить место работы, чем бороться с системой.

Если рассматривать здоровый коллектив и компанию, которая соответствует вашим жизненным ценностям, то все вышеописанное поможет вам быть в балансе.

Светлана Бондаренко

Бизнес-психолог, эксперт в области самореализации и самооценки, автор курсов «Свет на самооценку» и «Свет на самореализацию», спикер для предпринимателей.

Личный сайт

Фото: Adobe Stock